>



Служить стало опасно

    В Российской армии сегодня чрезвычайное положение. Это уже вынуждены признать и сами военные руководители. По данным Министерства обороны, в этом году число случаев, связанных с гибелью военнослужащих при исполнении своих обязанностей, значительно возросло. За четыре месяца таких инцидентов отмечено на 10 процентов больше, чем за тот же период 1996-го. Частым явлением стали и самоубийства, особенно среди офицеров. Около четырех тысяч человек в настоящее время отбывают наказание в дисциплинарных батальонах за различные преступления. Резко увеличилось и количество происшествий, повлекших за собой тяжелые последствия. Менее чем за месяц в армии произошло 10 ЧП. В результате - 23 погибших, несколько тяжело- раненых. Среди пострадавших есть и гражданские люди. В связи с этим министр обороны России Игорь Сергеев лично дал указание о проведении расследования случившегося 
    ИСТИННЫЕ причины всех нынешних бед в армии давно известны. И чрезвычайные происшествия,
случившиеся за последнее время, лишь подтверждают это. Наша газета уже рассказывала о трагедии, произошедшей в одной из частей Забайкальского военного округа 30 мая 1997 года. Солдат Евгений Горбунов, находясь в карауле по охране армейских складов, расстрелял из автомата Калашникова командира роты и пятерых своих товарищей, затем вместе с оружием скрылся. Что толкнуло его на столь жестокое преступление, следствию удалось установить после задержания беглеца. На первых допросах он рассказал о причине своего поступка. Как выяснилось, Горбунов убил своих сослуживцев из-за мести. Они, мол, перестали считать его лидером и якобы отвернулись от него. Столь безумное поведение в данном случае специалисты объясняют тем, что Горбунов психически болен. Спрашивается: как он тогда попал в армию с таким диагнозом?!
    Мы сообщали также и о ЧП в Гальском районе Республики Абхазия, где находятся миротворческие силы Российской армии. Оно произошло буквально на следующие сутки после задержания Евгения Горбунова. На этот раз жертвами стали 10 военнослужащих. Все случилось также в караульном помещении. По неизвестной причине воин Артур Ваганов застрелил офицера, троих контрактников и шестерых солдат срочной службы. Ваганов буквально изрешетил их пулями. У него было два магазина к автомату Калашникова и 45 патронов от пулемета. Потом он покончил с собой. В городе Сочи, куда доставили все 11 трупов, в специальной лаборатории было произведено вскрытие. Судебно-медицинская экспертиза не обнаружила в крови убийцы наличия алкоголя. Проведена проверка и на наркотики. Скорее всего они-то и подвигнули Ваганова на "подвиг".
    А на следующий день после абхазских событий трагическое известие пришло с Северного флота. Там два офицера покончили жизнь самоубийством. У обоих обнаружили записки. В них моряки объясняют причину своего ухода. Она оказалась банальной: задержка зарплаты, социальная незащищенность и неустроенность...
    9 июня поступило сообщение из Уральского военного округа. Адрес нового ЧП - поселок Елань
Камышловского района Свердловской области. Трое сержантов, отслуживших по одному году, угнали "Урал", прихватив водителя заложником, и самовольно покинули расположение части. При них оказалось три автомата Калашникова и несколько магазинов с патронами. По тревоге были подняты милиция, внутренние войска. К поиску дезертиров подключились все силовые структуры области. Организовали усиленные наряды, которые блокировали основные магистрали на подступах к Екатеринбургу. А тем временем беглецы захватили на трассе "Жигули". Один из сержантов застрелил водителя - хозяина машины. С него сняли одежду и забрали около 40 миллионов рублей. Переодевшись в "гражданку", преступники отпустили заложника - своего сослуживца - и направились в город. В Екатеринбурге им удалось отыскать пристанище. Здесь они решили остановиться только на одну ночь, а утром перебраться в более надежное укрытие. Однако кто-то заметил их и позвонил в милицию. Около трех часов ночи все трое были арестованы. Группа быстрого реагирования сработала четко и оперативно. Сопротивления задержанные не оказали, так как автоматы они оставили в брошенной машине. Расследование по данному факту еще не закончилось. Из предварительных показаний стало ясно, что сержанты употребляли наркотики...
    Пьянство стало причиной очередного преступления в армии. Оно совершено на этот раз в Южной
Осетии, где расположена российская воинская часть, осуществляющая миротворческую миссию. 17 июня экипаж БТР во главе с сержантом Елавым нес дежурство на Транскавказской магистрали, неподалеку от населенного пункта Алагир. Хорошо подвыпив, командир решил поразвлечься. Он приказал своим подчиненным стрелять по машинам, проезжающим по трассе. Огонь велся из пулемета, установленного на бронетранспортере. В итоге двое водителей были тяжело ранены. Виновников задержали.
  А несколькими часами раньше правоохранительными органами Ярославской области был объявлен розыск рядового Сергея Александрова. Он сбежал из части, что находится в Некрасовском районе. Дезертир вооружен автоматом Калашникова...
    И вот 23 июня новое ЧП, уже в Волгоградской области. Новобранец, не прослуживший и месяца, убежал из части, захватив с собой автомат и два магазина с патронами. В действие был введен оперативный план по захвату дезертира. Его удалось поймать благодаря местным жителям. Беглец спрятался в бане и решил там отсидеться. Задержали его быстро, без осложнений. Оружие применять не пришлось. Сейчас выясняются причины бегства солдата.
    Да, в армии сегодня действительно становится служить опасно. В глазах нынешних новобранцев - страх. Теперешними "порядками" в войсках ужасаются и видевшие виды генералы. Выступая на одном из брифингов в Министерстве обороны, посвященном состоянию воинской дисциплины, они заявляли, что такого беспредела не было даже в Афганистане. По мнению некоторых военных руководителей, частые ЧП в Вооруженных Силах связаны прежде всего с тем, что большинство призывников имеет криминальное прошлое. В отдельных округах каждый третий воин ранее привлекался к уголовной ответственности. Некоторые из солдат имеют не одну судимость. Вот почему жизнь в армии многие военнослужащие сравнивают с зоной или тюрьмой.
    В одной из частей Подмосковья, где я побывал, офицеры вынуждены каждый вечер раздевать личный состав догола и тщательно обследовать обнаженные тела. Любая рана, синяк или след от укола становятся предметом серьезного расследования. Наркотики стали уже обычным делом в войсках. Здесь не только нюхают порошок или жуют травку, но и, как говорится, серьезно "сидят на игле". "Заторчав" от очередной дозы, военнослужащий готов совершить любое преступление.
    Сегодня уже становится ясно, что в армии служит много людей с психическими отклонениями. К
сожалению, это удается выявить лишь после очередного чрезвычайного происшествия. Непонятно только, как наркоманы и психически ненормальные люди попадают на службу.
    Оказывается, сейчас это делается очень просто. Поскольку в армии сегодня большой недобор
призывников, то "метут", что называется, всех подряд. Однажды из военкомата пришла повестка человеку, который с детства болен полиомиелитом. Каково же было удивление призывной комиссии, когда перед ними предстал юноша в инвалидной коляске и заявил, что готов служить Родине. Эта анекдотическая история произошла в одном из районов столицы. Конечно, прежде чем стать воином, необходимо пройти соответствующую комиссию. С каждым годом больных среди молодежи становится все больше. Как мне сообщили в Центральной военно-врачебной комиссии Министерства обороны РФ, только в 1996 году всего 71,8 процента россиян призывного возраста оказались годными к строевой службе. По Москве и того меньше - 69,6 процента. И если в 1995 году отсрочку от службы по состоянию здоровья получили 3,6 процента москвичей, то в 1996-м - 4 процента. Почти 20 процентов из забракованных - это люди с психическими заболеваниями.
    Не лучше обстоят дела и в этом году. Например, в Люберецком районе Московской области 30
процентов призывников так и не смогли надеть обмундирование. Увы, никто не может гарантировать, что среди остальных здоровых новобранцев нет наркоманов или психически ненормальных. Так, даже в элитные подразделения, которые готовят охрану для Генерального штаба, из 494 прибывших в этом году для прохождения службы воинов 267 оказались с различными заболеваниями и отклонениями, хотя они прошли, как и полагается, врачебно-медицинскую комиссию.
    На Тихоокеанский флот пополнение поступило из Брянска, Москвы, Владикавказа, Кемерова. Многие из них оказались с психическими нарушениями. 106 человек пришлось госпитализировать.
    Получается, сегодня в армию дорога открыта всем: и бывшему уголовнику, и наркоману, и психу.
    По утверждению медиков, распознать человека с отклонениями очень трудно. Будущий боец,
естественно, скрывает от всех свои недуги и пристрастия. Но даже если опытный специалист и заметит что-то неладное, решающее слово за экспертами. Только их заключение может стать для врачебно-медицинской комиссии основанием при принятии окончательного решения. С наркоманами дело обстоит еще тяжелее. Они стали колоться и под мышку, и под язык, в паховые вены и тому подобное. При внешнем осмотре следы в таком случае заметить сложно. Конечно, с такими бойцами армия становится социально опасной.
    Какой же выход? В Министерстве обороны сейчас подумывают о создании военной полиции, которая станет пресекать любые противоправные действия и сможет обеспечить в войсках полный порядок. Подобные подразделения успешно действуют в других странах. Но у них и проблемы не такие, как у нас.
    Армейские чиновники также надеются и на новый закон, касающийся военной службы. Проект его уже поступил в Государственную Думу. В нем предлагается "оздоровить" армию введением системы
принудительного лечения и проведением медико-оздоровительных мероприятий для допризывников. Раньше это делалось по согласию человека. Видимо, такая мера, как полагают военные, позволит исключить случаи призыва наркоманов, любителей алкоголя и психических больных. А чтобы выполнить план по набору, планируется запретить выпускникам ПТУ, имеющим соответствующую отсрочку, поступление в вузы до прохождения военной службы. А того, кто по какой-либо причине не получит повестку, военные решили считать "уклонистом". Здесь, как говорится, без комментариев.
    Сегодня можно навести порядок в армии только в случае, если будут решены социально-экономические проблемы. Ведь 158 тысяч офицерских семей не обеспечены жильем, в ряде частей и гарнизонов вот уже несколько месяцев не выплачивают довольствие. Речь идет о выживании. И здесь не до солдат. Вот почему среди командирского состава участились самоубийства. Кроме того, у офицеров накапливаются раздражение, злость, все это сказывается на подчиненных. Некоторые командиры срываются на солдат по каждому пустяку. Чудовищный случай произошел на Тихоокеанском флоте. Помощник командира корабля запер матроса Кима в металлический ящик от ракетного комплекса высотой около 80 см и шириной 60. Находящиеся рядом сослуживцы несколько раз сообщали офицеру, что наказанный зовет на помощь. Однако ящик открыли только после того, как оттуда перестали раздаваться какие-либо звуки. Увы, было поздно. Матрос задохнулся. Оказывается, погибший был наказан только лишь за то, что вяло реагировал на приказание офицера при выполнении обычных хозяйственных работ по кораблю. Такой экзекуции подвергались многие. После случившегося офицер пытался покончить жизнь самоубийством.
    Опасно и страшно служить в такой армии.

Р. ИГНАТЬЕВ.

[список топиков][вверх]

... о сайте ... новости ... официально ... неофициально ... faq ... литература ... ссылки ... форум

CopyRight by Polianski Sergey - Design by Gummy Bear '2000


Hosted by uCoz